Покупки на маркетплейсах
В последние годы маркетплейсы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Все больше людей предпочитают совершать покупки онлайн, наслаждаясь удобством и разнообразием товаров, доступных на этих платформах. Однако вместе с ростом популярности маркетплейсов возникает и ряд вопросов, связанных с защитой прав потребителей. Что делать, если приобретенный товар оказался некачественным? Сегодня мы расскажем, как защитить свои права и вернуть деньги за неудачную покупку.
Вот короткая инструкция на основе Закона «О защите прав потребителей»:
1. На маркетплейсах (Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет и др.) товары продают как независимые продавцы, так и сами площадки.
2. За качество товара отвечает изготовитель, но претензии можно предъявлять и продавцу (статьи 18 и 19 Закона).
3. Маркетплейс, если он не является продавцом, не обязан рассматривать претензии по качеству, но может выступать посредником (статья 12 Закона).
4. Маркетплейс обязан раскрыть информацию о продавце с указанием на наименование и отдельные идентифицирующие реквизиты ( ИНН/ОГРН) (статья 9 Закона).
5. Перед покупкой рекомендуем ознакомиться с описанием товара, отзывами и рейтингом продавца.
6. При доставке осмотрите товар на наличие брака и повреждений при транспортировке (тут внимательно, потому что, если брак производственный, еще есть шанс вернуть товар обратно, а вот если вы уже дома обнаружили какой-то скол, который, возможно, образовался при транспортировке, доказать, что он образовался до момента передачи вам, а не по дороге с пункта выдачи до дома, невозможно). Если обнаружены дефекты, можно отказаться от покупки и потребовать возврат денег.
7. Если недостаток обнаружен после покупки, ознакомьтесь с условиями возврата на сайте маркетплейса.
8. Претензии к продавцу можно предъявлять в течение гарантийного срока (срока годности), срока службы или в пределах двух лет (статья 19 Закона).
9. Если гарантийный срок менее 2 лет, потребитель сам должен доказать, что недостатки возникли до передачи товара (статья 19 Закона). Это возможно сделать посредством проведения независимой экспертизы.
10. В течение гарантийного срока потребителю не нужно проводить экспертизы за свой счет (статья 18 Закона). Достаточно обратиться к продавцу с претензией, указать на выявленные недостатки и заявить одно из требований:
· потребовать замены на такой же товар;
· потребовать замены на аналогичный товар с соответствующим перерасчетом покупной цены;
· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
· потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
11. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и провести проверку (статья 18 Закона). Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (пункт 5 статьи 18 Закона).
12. При споре о причинах недостатка проводится экспертиза за счет продавца (статья 18 Закона).
Если экспертиза покажет, что брак непроизводственный, то заплатит за нее покупатель.
13. Требование о возврате денег (в случае производственного брака) рассматривается в течение 10 дней. Сроки устранения недостатков не более 45 дней, замена товара – за 7 дней (статьи 20-22 Закона).
14. За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя установлена неустойка – 1% от стоимости товара в день (статья 23 Закона).
О нарушении прав потребителей вы можете сообщить в территориальные органы Роспотребнадзора, а за проведением независимой экспертизы можете обратиться к специалистам ООО «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН».