Выполняя фоноскопическую экспертизу эксперт решает идентификационные, диагностические, классификационные и ситуационные задачи. Идентификационная группа задач направлена на установление индивидуально – конкретного тождества:
— идентификация личности говорящего по звучащей речи и его голоса;
— идентификация средств звукозаписи;
— идентификация источников звука.
Диагностическая группа направлена на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов:
— установление дословного содержания исследуемых разговоров, в том числе с применением средств улучшения разборчивости речи (шумоочистки);
— установление признаков изменений видео- и звукозаписей, внесенных в процессе записи или после её окончания;
— установление степени подготовленности звучащей речи.
Классификационные задачи имеют целью установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе:
— установление фрагментов с записью звучащей речи;
— установление количества участников исследуемых разговоров;
— установление реплик дикторов с голосами мужской, женской, детской группы;
Ситуационные задачи непосредственно направлены на реконструкцию исследуемого события, ситуации, их внешней обстановки. Такой задачей является, например, установление того, где проводилась запись исследуемой фонограммы: в закрытом помещении, на открытом воздухе, в салоне автомобиля и т.д.
При производстве фоноскопических экспертиз также могут быть решены такие практические задачи, как улучшение характеристики аудио- и видеозаписей, в том числе с применением средств шумоочистки.
В рамках исследования экспертом могут ставиться следующие вопросы:
При идентификации личности по звучащей речи и исследуемый голос эксперту должны быть предоставлены образцы голоса и звучащей речи лица, подлежащего идентификации. При подготовке сравнительного материала следует учитывать, что на качество фонограммы образца влияет целый ряд факторов, в частности, технические параметры записывающей аппаратуры, акустические характеристики того помещения, в котором производится запись, эмоциональное и физическое состояние проверяемого лица.
В процессе экспериментальной записи используются различные формы и способы образцов звучащей речи:
— монолог – рассказ проверяемого лица по тематике, связанной с содержанием основной фонограммы. Применяя такую форму получения образцов, можно достигнуть их сопоставимости с исходной записью по смыслу, тематике, интонационной структуре отдельных фраз и высказываний;
— диалог – запись беседы или вопросов следователя, судьи и ответов проверяемого лица;
— чтение заранее неизвестных проверяемому лицу текстов в обычном и в ускоренном темпе.
Повторять чтение текста следует не менее 3-х раз. Если дело касается сообщения о заложенном взрывном устройстве, то текст данного сообщения сначала фиксируется в графической форме (1 вариант), затем в нем меняется порядок слов и предложений (2 вариант). Эти варианты текстов проверяемое лицо должно прочитать не менее 15 раз.
В ходе получения образцов устной речи не следует прерывать проверяемое лицо, надо дать возможность ему свободно высказаться, даже если он отклоняется от темы. Желательно получить образцы живой, свободной речи лица общей длительностью не менее 20-25 минут.
Свободные образцы звучащей речи – это образцы, которые возникли вне связи с расследуемым (рассматриваемым) событием (домашняя фонотека, публичные выступления, лекции и т.п.).
Категория услуг: Фоноскопическая экспертиза
Дата размещения: 12.03.2024 13:39