Продуктами речевой деятельности являются:
- отдельные слова, словосочетания, высказывания и т.п.;
- произведения устной или письменной речи, зафиксированные на материальном носителе (письма, книги, брошюры, листовки);
- материалы, тексты СМИ – периодических печатных изданий, сетевых изданий, телеканалов, радиоканалов, теле- и радиопрограмм, под которыми понимаются аудиовизуальные сообщения (передачи), газеты, журналы, альманахи, бюллетени, имеющие постоянное наименование (название), текущий номер и выходящие в свет/в эфир не реже одного раза в год;
- выступления, сообщения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе аудиовизуальные сообщения и материалы;
- материалы дела, по которому проводится судебная лингвистическая экспертиза (протоколы судебных заседаний, следственных действий, объяснения и показания свидетелей, потерпевших и пр.)
Чтобы провести лингвистическую экспертизу, обращайтесь к экспертам центра экспертизы и оценки ЕСИН.
Задачи судебной лингвистической экспертизы:
- установление объема и содержания понятия, выражаемого словом или словосочетанием, употребленным в тексте;
- установление смыслового содержания текста;
- объяснение употребления языковых единиц (что значит та или иная языковая единица в определенном контексте);
- определение характера информации (нейтральная, позитивная, негативная);
- установление признаков речевого воздействия;
- анализ коммуникативной ситуации и определение коммуникативной роли её участников (по делам об оскорблении, неуважении к суду; коррупции; угрозе; клевете, защите чести, достоинства и деловой репутации и т.п.);
- определение коммуникативного намерения пищущего (говорящего);
- установление наличия/отсутствия оскорбительных и неприличных выражений в спорном тексте или анализируемой речевой ситуации;
- выявление волеизъявлений говорящего/пишущего и определение характера этих волеизъявлений (приказ, просьба, призыв, указание, пожелание, совет и др.);
- установление слов и выражений, относящихся к определенному жаргону (уголовному, наркоманов), и их толкование с учетом конситуации и др.
- определение соответствия наименования нормам современного русского литературного языка;
- установления наличия/отсутствия в наименовании явной или скрытой пропаганды насилия, наркотиков, межнациональной вражды, ненависти и т.п.
Перечень вопросов, решаемых экспертами ООО «ЕСИН» при проведении лингвистической экспертизы:
- Каково значение следующего предложения (фрагмента текста): [дословно привести предложение или фрагмент текста]?
- Какой именно предмет (лицо) обозначен словом (словосочетанием) [дословно привести слово или словосочетание]?
- Какое значение имеет слово (словосочетание) в спорном тексте [дословно привести слово или словосочетание]?
- Употреблено ли слово (словосочетание) [дословно привести слово или словосочетание] в данном тексте в следующем значении [привести значение]?
- Имеют ли слова (словосочетания) [дословно привести слова или словосочетания] одинаковое (тождественное, противоположное) значение в анализируемом контексте?
По клевете (ст. 128.1 УК РФ «Клевета») + (ст. 298 УК РФ «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя»):
- Содержится ли в тексте статьи (выступления, передачи, листовки) информация о конкретном человеке?
- Имеются ли в тексте статьи (выступления, передачи, листовки) высказывания с отрицательной оценкой личности, поступков, действий гр. [дословно приводится фамилия и инициалы человека]?
- Содержится ли в тексте статьи (выступления, передачи, листовки) негативная информация о гр. [дословно приводится фамилия и инициалы человека]?
- В какой форме содержится эта информация – утверждение/предположение?
- Каково коммуникативное намерение автора статьи (выступления, передачи, листовки)?
В рамках ст. 152 ГК РФ «Унижение чести, достоинства и деловой репутации»:
- Содержится ли в тексте, в представленном материале информация о [дословно приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо наименование предприятия (организации, фирмы, общества и т.п.)]?
- Какая информация о [дословно приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо наименование предприятия (организации, фирмы, общества и т.п.)] содержится в тексте, в представленном материале?
- Является ли информация, содержащаяся в тексте, в представленном материале о [дословно приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо наименование предприятия (организации, фирмы, общества и т.п.)], нейтральной, положительной (позитивной) или отрицательной (негативной)?
- Содержатся ли в тексте, в представленном материале сведения, унижающие честь и достоинство, порочащие деловую репутацию [дословно приводится фамилия и инициалы человека], порочащие деловую репутацию предприятия [дословно приводится наименование предприятия (организации, фирмы, общества и т.п.)]?
- Является ли слово (выражение), высказанное при обстоятельствах, указанных в материалах дела, унижающим честь и достоинство [дословно приводится фамилия и инициалы человека]?
По оскорблению (ст. 5.61 КоАП РФ «Оскорбление») + (ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду») + (ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти»):
- Является ли слово (реплика, выражение) бранным?
- Является ли слово (реплика, выражение) нецензурным?
- Кому адресовано слово (реплика, выражение)?
- Содержит ли данное слово (реплика, выражение) отрицательную оценку личности?
- Является ли слово (реплика, выражение) неприличным?
- Является ли слово (реплика, выражение) оскорбительным?
Угроза (ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»)
- Имеются ли в разговоре или в тексте выступления (публикации, передачи) высказывания, содержащие угрозы? Если да, то, какие именно?
- Следует ли из контекста разговора/разговоров, что данный человек или группа людей имели намерение причинения потерпевшему нежелательных последствий, в том числе смерти?
По ст. 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»:
Если есть аудиозапись (фонограмма), видеозапись (видеофонограмма), то, прежде всего, необходимо установить дословное содержание интересующего разговора, беседы, встречи в рамках фоноскопической экспертизы или в рамках комплексной фоноскопической и лингвистической экспертизы:
Каково дословное содержание фонограммы разговора, начинающегося со слов: «…» и заканчивающегося словами: «…», зафиксированного на рабочем слое диска «…»?
Далее в рамках лингвистической экспертизы могут быть решены такие вопросы, как:
- О чем идет речь в данном разговоре?
- Какова тема (каковы темы) данного разговора?
- Кто из участников исследуемого разговора является его инициатором?
- Какова речевая цель каждого участника данного разговора?
- Идет ли в данном разговоре речь о получении денег?
- Можно ли сделать вывод из содержания исследуемого разговора, что встреча между его участниками носит запланированный, т.е. заранее обговоренный и подготовленный характер?
- Следует ли из данного разговора, что один его участник просит у другого деньги в долг?
- Имеются ли в представленном разговоре (в речи его участников) побуждения в виде приказов, требований, указаний или просьб?
- Имеются ли в исследуемом разговоре признаки речевого воздействия?
По ст. 13.15. КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» при нарушении ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»:
- Содержится ли в представленном материале нецензурная брань?
- Имеются ли в представленном материале высказывания, содержащие призывы?
- Являются ли призывы публичными?
- Имеются ли высказывания, содержащие призывы к массовым беспорядкам?
- Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насилию над гражданами?
- Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ?
- Имеются ли призывы к осуществлению террористической деятельности?
- Содержится ли в представленном материале положительная информация о террористической деятельности?
- Содержатся ли в представленном материале высказывания, в том числе призывы, оправдывающие террористическую деятельность?
По текстам экстремистских материалов в рамках комплексной психолого-лингвистической экспертизы могут быть решены следующие задачи:
- Имеются ли в представленном материале высказывания, содержащие призывы? (лингвистический вопрос)
- Являются ли призывы публичными?
- Имеются ли высказывания, содержащие призывы к массовым беспорядкам? (лингвистический вопрос)
- Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насилию над гражданами? (лингвистический вопрос)
- Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ? (лингвистический вопрос)
- Имеются ли в тексте представленного материала высказывания, содержащие негативную оценку в адрес какой-либо национальной группы? (лингвистический вопрос)
- Имеются ли в тексте представленного материала высказывания, содержащие негативную оценку в адрес какой-либо социальной группы? (лингвистический вопрос)
- Имеются ли в тексте представленного материала высказывания, содержащие негативную оценку в адрес какой-либо религиозной группы? (лингвистический вопрос)
- Содержится ли в представленном материале оскорбительные высказывания в адрес какой-л. национальной, социальной или религиозной группы? (лингвистический вопрос)
- Содержится ли в тексте представленного материала информация, выражающая неприязненное, враждебное отношение к какой-л. национальной, социальной или религиозной группе? (комплексный вопрос)
- Содержится ли в тексте представленного материала информация, побуждающая к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как представителей данных групп? (комплексный вопрос)
- Какие языковые, стилистические или иные средства используются в представленном материале для формирования отрицательного образа какой-л. национальной, социальной, религиозной группы, а также для передачи негативной или оскорбительной информации в отношении этих групп? (комплексный вопрос)
- Содержатся ли в тексте представленного материала признаки пропаганды неполноценности граждан по признаку их социальной, национальной, религиозной принадлежности, в том числе принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной группе? (комплексный вопрос)
- Имеются ли в представленном тексте признаки оказания психологического воздействия на граждан? (психологический вопрос)
Вопросы назначения независимой лингвистической экспертизы по другим категориям дел:
- О чем идет речь в представленном разговоре, материале и т.п.?
- Употребляются ли говорящими в представленном разговоре, материале слова и выражения, относящиеся к жаргону наркоманов?
- Имеются ли в представленном разговоре, материале признаки маскировки их содержательных элементов?