Лингвистическая экспертиза

Объектами лингвистической экспертизы являются продукты речевой деятельности: от отдельного слова до целого текста или группы текстов, зафиксированных как в письменной, так и в устной форме.

1/1/0

Продуктами речевой деятельности являются:

  • отдельные слова, словосочетания, высказывания и т.п.;
  • произведения устной или письменной речи, зафиксированные на материальном носителе (письма, книги, брошюры, листовки);
  • материалы, тексты СМИ – периодических печатных изданий, сетевых изданий, телеканалов, радиоканалов, теле- и радиопрограмм, под которыми понимаются аудиовизуальные сообщения (передачи), газеты, журналы, альманахи, бюллетени, имеющие постоянное наименование (название), текущий номер и выходящие в свет/в эфир не реже одного раза в год;
  • выступления, сообщения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе аудиовизуальные сообщения и материалы;
  • материалы дела, по которому проводится судебная лингвистическая экспертиза (протоколы судебных заседаний, следственных действий, объяснения и показания свидетелей, потерпевших и пр.)

Чтобы провести лингвистическую экспертизу, обращайтесь к экспертам центра экспертизы и оценки ЕСИН.

Задачи судебной лингвистической экспертизы:

  • установление объема и содержания понятия, выражаемого словом или словосочетанием, употребленным в тексте;
  • установление смыслового содержания текста;
  • объяснение употребления языковых единиц (что значит та или иная языковая единица в определенном контексте);
  • определение характера информации (нейтральная, позитивная, негативная);
  • установление признаков речевого воздействия;
  • анализ коммуникативной ситуации и определение коммуникативной роли её участников (по делам об оскорблении, неуважении к суду; коррупции; угрозе; клевете, защите чести, достоинства и деловой репутации и т.п.);
  • определение коммуникативного намерения пищущего (говорящего);
  • установление наличия/отсутствия оскорбительных и неприличных выражений в спорном тексте или анализируемой речевой ситуации;
  • выявление волеизъявлений говорящего/пишущего и определение характера этих волеизъявлений (приказ, просьба, призыв, указание, пожелание, совет и др.);
  • установление слов и выражений, относящихся к определенному жаргону (уголовному, наркоманов), и их толкование с учетом конситуации и др.
  • определение соответствия наименования нормам современного русского литературного языка;
  • установления наличия/отсутствия в наименовании явной или скрытой пропаганды насилия, наркотиков, межнациональной вражды, ненависти и т.п. 

Перечень вопросов, решаемых экспертами ООО «ЕСИН» при проведении лингвистической экспертизы:

  • Каково значение следующего предложения (фрагмента текста): [дословно привести предложение или фрагмент текста]?
  • Какой именно предмет (лицо) обозначен словом (словосочетанием) [дословно привести слово или словосочетание]?
  • Какое значение имеет слово (словосочетание) в спорном тексте [дословно привести слово или словосочетание]?
  • Употреблено ли слово (словосочетание) [дословно привести слово или словосочетание] в данном тексте в следующем значении [привести значение]?
  • Имеют ли слова (словосочетания) [дословно привести слова или словосочетания] одинаковое (тождественное, противоположное) значение в анализируемом контексте?

 По клевете (ст. 128.1 УК РФ «Клевета») + (ст. 298 УК РФ «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя»):  

  • Содержится ли в тексте статьи (выступления, передачи, листовки) информация о конкретном человеке?
  • Имеются ли в тексте статьи (выступления, передачи, листовки) высказывания с отрицательной оценкой личности, поступков, действий гр. [дословно приводится фамилия и инициалы человека]?
  • Содержится ли в тексте статьи (выступления, передачи, листовки) негативная информация о гр. [дословно приводится фамилия и инициалы человека]?
  • В какой форме содержится эта информация – утверждение/предположение?
  • Каково коммуникативное намерение автора статьи (выступления, передачи, листовки)? 

В рамках ст. 152 ГК РФ «Унижение чести, достоинства и деловой репутации»: 

  • Содержится ли в тексте, в представленном материале информация о [дословно приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо наименование предприятия (организации, фирмы, общества и т.п.)]?
  • Какая информация о [дословно приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо наименование предприятия (организации, фирмы, общества и т.п.)] содержится в тексте, в представленном материале?
  • Является ли информация, содержащаяся в тексте, в представленном материале о [дословно приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо наименование предприятия (организации, фирмы, общества и т.п.)], нейтральной, положительной (позитивной) или отрицательной (негативной)?
  • Содержатся ли в тексте, в представленном материале сведения, унижающие честь и достоинство, порочащие деловую репутацию [дословно приводится фамилия и инициалы человека], порочащие деловую репутацию предприятия [дословно приводится наименование предприятия (организации, фирмы, общества и т.п.)]?
  • Является ли слово (выражение), высказанное при обстоятельствах, указанных в материалах дела, унижающим честь и достоинство [дословно приводится фамилия и инициалы человека]? 

По оскорблению (ст. 5.61 КоАП РФ «Оскорбление») + (ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду») + (ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти»):

  • Является ли слово (реплика, выражение) бранным?
  • Является ли слово (реплика, выражение) нецензурным?
  • Кому адресовано слово (реплика, выражение)?
  • Содержит ли данное слово (реплика, выражение) отрицательную оценку личности?
  • Является ли слово (реплика, выражение) неприличным?
  • Является ли слово (реплика, выражение) оскорбительным?

Угроза (ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»)

  • Имеются ли в разговоре или в тексте выступления (публикации, передачи) высказывания, содержащие угрозы? Если да, то, какие именно?
  • Следует ли из контекста разговора/разговоров, что данный человек или группа людей имели намерение причинения потерпевшему нежелательных последствий, в том числе смерти?

По ст. 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»:

Если есть аудиозапись (фонограмма), видеозапись (видеофонограмма), то, прежде всего, необходимо установить дословное содержание интересующего разговора, беседы, встречи в рамках фоноскопической экспертизы или в рамках комплексной фоноскопической и лингвистической экспертизы:

Каково дословное содержание фонограммы разговора, начинающегося со слов: «…» и заканчивающегося словами: «…», зафиксированного на рабочем слое диска «…»?

Далее в рамках лингвистической экспертизы могут быть решены такие вопросы, как:

  • О чем идет речь в данном разговоре?
  • Какова тема (каковы темы) данного разговора?
  • Кто из участников исследуемого разговора является его инициатором?
  • Какова речевая цель каждого участника данного разговора?
  • Идет ли в данном разговоре речь о получении денег?
  • Можно ли сделать вывод из содержания исследуемого разговора, что встреча между его участниками носит запланированный, т.е. заранее обговоренный и подготовленный характер?
  • Следует ли из данного разговора, что один его участник просит у другого деньги в долг?
  • Имеются ли в представленном разговоре (в речи его участников) побуждения в виде приказов, требований, указаний или просьб?
  • Имеются ли в исследуемом разговоре признаки речевого воздействия? 

По ст. 13.15. КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» при нарушении ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»:

  • Содержится ли в представленном материале нецензурная брань?
  • Имеются ли в представленном материале высказывания, содержащие призывы?
  • Являются ли призывы публичными?
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к массовым беспорядкам?
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насилию над гражданами?
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ?
  • Имеются ли призывы к осуществлению террористической деятельности?
  • Содержится ли в представленном материале положительная информация о террористической деятельности?
  • Содержатся ли в представленном материале высказывания, в том числе призывы, оправдывающие террористическую деятельность?

По текстам экстремистских материалов в рамках комплексной психолого-лингвистической экспертизы могут быть решены следующие задачи:

  • Имеются ли в представленном материале высказывания, содержащие призывы? (лингвистический вопрос)
  • Являются ли призывы публичными?
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к массовым беспорядкам? (лингвистический вопрос)
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насилию над гражданами? (лингвистический вопрос)
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ? (лингвистический вопрос)
  • Имеются ли в тексте представленного материала высказывания, содержащие негативную оценку в адрес какой-либо национальной группы? (лингвистический вопрос)
  • Имеются ли в тексте представленного материала высказывания, содержащие негативную оценку в адрес какой-либо социальной группы? (лингвистический вопрос)
  • Имеются ли в тексте представленного материала высказывания, содержащие негативную оценку в адрес какой-либо религиозной группы? (лингвистический вопрос)
  • Содержится ли в представленном материале оскорбительные высказывания в адрес какой-л. национальной, социальной или религиозной группы? (лингвистический вопрос)
  • Содержится ли в тексте представленного материала информация, выражающая неприязненное, враждебное отношение к какой-л. национальной, социальной или религиозной группе? (комплексный вопрос)
  • Содержится ли в тексте представленного материала информация, побуждающая к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как представителей данных групп? (комплексный вопрос)
  • Какие языковые, стилистические или иные средства используются в представленном материале для формирования отрицательного образа какой-л. национальной, социальной, религиозной группы, а также для передачи негативной или оскорбительной информации в отношении этих групп? (комплексный вопрос)
  • Содержатся ли в тексте представленного материала признаки пропаганды неполноценности граждан по признаку их социальной, национальной, религиозной принадлежности, в том числе принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной группе? (комплексный вопрос)
  • Имеются ли в представленном тексте признаки оказания психологического воздействия на граждан? (психологический вопрос)

Вопросы назначения независимой лингвистической экспертизы по другим категориям дел:

  • О чем идет речь в представленном разговоре, материале и т.п.?
  • Употребляются ли говорящими в представленном разговоре, материале слова и выражения, относящиеся к жаргону наркоманов?
  • Имеются ли в представленном разговоре, материале признаки маскировки их содержательных элементов? 
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Зарегистрироваться
Онлайн оплата услуги

  • Количество просмотров:
    150
  • Вид услуги:
    По запросу
  • Тип:
    Экспертиза
  • ID карточки услуги:
    #25
  • Категория услуг: Лингвистическая экспертиза

  • Дата размещения: 12.03.2024 16:00

  • Россия
  • Нижегородская (Горьковская)
  • Нижний Новгород
Страница специалиста
Аккаунт верифицирован
Центр экспертизы и оценки "ЕСИН"
Сертификаты эксперта
82.0 Мы рады видеть Вас на странице нашего сообщества! Давайте знакомиться – «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН» это независимая экспертная организация, которая: • Уже 10 лет занимается производством независимых


Услуги Эксперта © 2022 - 2024

Авторизация пользователя



Зарегистрироваться